«Человек по своей природе есть существо общественное.» Аристотель Проблема детского сада – хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать – рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений – именно так официально называются всякие разные ясли и детские сады.
Для начала заметим, что с физиологической точки зрения купание взрослых и купание детей заметно отличны друг от друга. Обусловлено это принципиальной особенностью растущего организма – обмен веществ у ребенка заметно активнее, по сравнению с взрослым человеком. Отсюда следует, что в единицу времени ребенок вырабатывает на единицу массы тела больше тепла, чем его родители. Именно поэтому вода, холодная и неприятная для мамы и папы, оказывается для ребенка вполне подходящей.
«Приятно детям в зной горячий Уехать за город на дачи, Плескаться в море и в реке И строить замки на песке.» Дж. Родари
Как провести лето, чтобы извлечь из этого максимум пользы для детского здоровья? Поставленный вопрос – постоянная головная боль миллионов родителей и его (вопроса) актуальность усиливается с каждым минувшим зимним и весенним месяцем. Замученный школой и тремя ОРЗ, бледный и грустный, постоянно шмыгающий носом ребенок без аппетита – типичное весеннее зрелище. Личные перспективы родителей начинают отступать на второй план, а вот с ребенком что-то серьезное делать надо. И понятие «летний отдых» становится главным и очень волнительным предметом домашних дискуссий.
Сон ребенка любого возраста является одним из важнейших критериев состояния его здоровья. Любые существенные отклонения от режима сна – внезапное пробуждение в необычное время и особенно (!) желание спать в необычное время, являются весьма тревожным признаком и требуют особой бдительности со стороны родителей – измерить температуру тела, порасспрашивать (болит-не болит), лишний раз проснуться ночью – посмотреть, потрогать лобик.
Наиболее часто имеют место в возрасте 3–8 лет и в периоде полового созревания. Особой опасности не представляют, но их частота и выраженность во многом зависят от психологической атмосферы в семье и от элементарного здравого смысла родителей. Страшные сказочки перед сном, телевизионные ужастики, рассказы про деда Бабая и про непослушного мальчика, которого утащил злой собака-Барбос. Индивидуальная детская комната увеличивает вероятность ночных страхов – вместе с родителями спать поспокойнее.
В народных массах нет расхождений при ответе на вопрос о причине этого явления. Абсолютно всем хорошо известно: «коль дитя скрипит зубами – значит, мается глистами». Сие положение, не находит однако, подтверждения.
Способ первый. Увеличение физических нагрузок – спорт, максимальное пребывание на свежем воздухе, работа по дому.
Способ второй. Ограничение нагрузок эмоциональных, особенно по вечерам, – по крайней мере, не желательно дарить долгожданную игрушку в 20.00, а проверка дневника в 21.00 должна рассматриваться как педагогическое преступление.
Ни одно руководство по воспитанию детей не обходиться без конкретной таблицы, в коей указано, сколько в соответствующем возрасте ребенок должен спать – сколько раз и сколько часов. Весьма скептически относясь к попыткам строгой математической регламентации образа жизни, автор, тем не менее, считает своим долгом привести некие средние значения рекомендуемых параметров.
«Мы созданы из вещества того же, Что наши сны. И сном окружена Вся наша маленькая жизнь.» Вильям Шекспир
Начнем с хорошо известного факта: треть жизни человек спит. Это обычный человек, взрослый. Дети спят больше. Новорожденные, так те вообще только тем и занимаются, что спят, устраивая лишь небольшие перерывы на перекус («когда не спят – они едят, когда едят – они не спят»).
«Мы вечно то, чем нам быть в свете суждено. Гони природу в дверь, она влетит в окно.» Н.М. Карамзин Появившийся на свет младенец (человеческий детеныш) – такой же биологический объект, как волчонок, поросенок или медвежонок.
Новорожденный может лишь вздрогнуть при громком звуке, но способность слушать развивается очень быстро. Уже в месячном возрасте малыш отчетливо реагирует на звуки изменением поведения, перестает плакать, например. К двум-трем месяцам ребенок поворачивает голову к источнику шума, к пяти – реагирует на интонации и легко различает голоса.